Активисты Общероссийского народного фронта в Карелии провели ежегодную проверку рынка услуг автострахования гражданской ответственности. Общественники выяснили, что при оформлении страховых полисов в 2019 г. жители республики столкнулись с рядом проблем и в большинстве своем считают необходимым продолжить реформу по индивидуализации тарифа ОСАГО.
Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) охватывает интересы значительной части населения России - более 42 млн автовладельцев. Проект ОНФ «За права заемщиков» проводит регулярные мониторинги рынка ОСАГО в связи с ростом жалоб потребителей на проблемы с приобретением страховых полисов, навязыванием дополнительных услуг, ошибками в расчете стоимости полисов и другими нарушениями прав страхователей.
Общественники лично протестировали возможность оформления электронного договора ОСАГО на официальных сайтах пяти страховых компаний в Карелии. Проблем, связанных с оформлением полиса, не возникло лишь на одном из них. На других ресурсах общественники либо не могли найти наименования нужной марки автомобиля, либо сервер не давал ввести личные данные, ссылаясь на некую ошибку. Непросто было авторизоваться и через раздел «Госуслуги».
Активисты ОНФ также посетили 10 компаний, предоставляющих услуги автострахования в Петрозаводске на предмет выявления очередей за оформлением ОСАГО, «листов записи» и других проблем, лично оценивая качество сервиса. Если очередей в точках продаж выявлено не было, то предложения записаться заранее для оформления полиса поступали. Все офисы оборудованы электронными терминалами оплаты, имелись необходимые бланки документов. «По словам страховщиков, очередей нет давно, но количество желающих оформить полис ОСАГО традиционно возрастает ближе к весне. В это время «просыпаются» владельцы так называемых «подснежников», заинтересованные в приобретении полугодового полиса», - рассказал член регионального штаба ОНФ в Карелии Владимир Бондарев.
Мониторинг продолжился интерактивным опросом граждан, которые приобрели полис ОСАГО после 1 января 2019 г. В нем приняли участие владельцы легковых автомобилей, таксисты и мотоциклисты. Выяснилось, что более трети из них столкнулись с навязыванием дополнительных услуг: платный техосмотр у страховщика, дополнительное страхование жизни, здоровья и имущества.
«Согласно федеральному законодательству, ни одна страховая компания не имеет права навязывать дополнительные соглашения к ОСАГО, и совсем не важно, каким транспортным средством ты владеешь – легковым автомобилем, мотоциклом - или используешь его как такси», - отметил Бондарев.
В ходе опроса также стало понятно, что более 70% опрошенных автомобилистов, столкнувшихся с возмещением ущерба по страховому случаю за последние два года, не имели возможности выбирать между ремонтом и денежным возмещением. В итоге, 87% из них была предоставлена страховая выплата, размером которой были удовлетворены 52%. Вместе с тем большинство автолюбителей отметили, что стоимость их полиса за год практически не изменилась. В целом, анализируя ситуацию, более половины граждан согласились с тем, что необходимо продолжить реформу по индивидуализации тарифа ОСАГО, понимая, что без этого не обойтись, но при этом важно защитить потребителя и обеспечить более