23.03.2023 16:31
Аналитика.
Просмотров всего: 19332; сегодня: 14.

Рынок рейтинговых услуг: обзор Банка России

Рынок рейтинговых услуг: обзор Банка России

По итогам 2022 года российские кредитные рейтинговые агентства (КРА) присвоили более 1,7 тыс. рейтингов для 757 компаний. Кредитный рейтинг необходим организации для подтверждения ее способности исполнять принятые на себя финансовые обязательства. Банк России публикует итоги развития рынка рейтинговых услуг.

Сейчас в России работают четыре КРА. Основной их деятельностью являются подготовка, присвоение, подтверждение, пересмотр, отзыв кредитных рейтингов и составление прогнозов по ним. Как показывает исследование, наибольший спрос на кредитные рейтинги предъявляют нефинансовые (39%), кредитные (30%) и страховые (9%) организации. На компании с высоким уровнем кредитоспособности приходится 75% кредитных рейтингов, присвоенных по национальной шкале, — от «ВВВ-» до «ААА».

Наряду с основной деятельностью, рейтинговые агентства предоставляют дополнительные услуги: составляют прогнозы конъюнктуры рынка, разрабатывают методологии ESG-оценки, занимаются оценкой риск-менеджмента организаций, анализируют экономические тенденции и ценообразование и другие.

Банк России создает условия для обеспечения надлежащего качества оказываемых КРА услуг и повышения доверия к ним пользователей.

Кредитные рейтинговые агентства (КРА) – один из важнейших элементов инфраструктуры финансового рынка, деятельность которого позволяет инвесторам и потребителям финансовых услуг принимать обоснованное финансовое решение. Одним из основных стимулов ис­пользования участниками финансового рынка рейтингов российских КРА являются регулятор­ные требования.

Установление определенного уровня кредитного рейтинга используется в более 20 нор­мативных актах Банка России: в банковском регулировании, регулировании страховщиков, негосударственных пенсионных фондов, акционерных и паевых инвестиционных фондов, управляющих компаний, центрального контрагента, центрального депозитария, кредитных по­требительских кооперативов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также для включения ценных бумаг в Ломбардный список Банка России и иных целей.

Кроме того, порядка 50 постановлений Правительства Российской Федерации предусма­тривают применение кредитных рейтингов (в том числе в отношении федерального бюдже­та, инвестирования временно свободных средств государственных корпораций и компаний, средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, инвестирования ре­зерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхова­нию).

В настоящее время в реестр кредитных рейтинговых агентств Банком России включены сведения о четырех российских КРА:

- Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество), АКРА (АО) (2016);

- Акционерное общество «Рейтинговое агентство «Эксперт РА», АО «Эксперт РА» (2016);

- Общество с ограниченной ответственностью «Национальное Рейтинговое Агентство», ООО «НРА» (2019);

- Общество с ограниченной ответственностью «Национальные Кредитные Рейтинги», ООО «НКР» (2019).

История перезагрузки рейтинговой отрасли в России.

В результате отзыва и понижения агентствами «большой тройки» в 2014 г. кредитных рей­тингов российских эмитентов по международной шкале Банк России запустил перезагрузку рейтинговой отрасли, целью которой стало создание института российских КРА, обеспечение независимости и прозрачности присвоения кредитных рейтингов, построение системы надзо­ра за рейтинговой деятельностью.

В ускоренном режиме была сформирована правовая основа деятельности КРА с учетом стандартов Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и лучшей ми­ровой практики. В 2015 г. вступил в силу Федеральный закон № 222‑ФЗ (далее – Закон о КРА) для исполнения положений которого принят ряд нормативных актов Банка России. Регла­ментированы вопросы допуска КРА на рынок, включая требования к размеру собственных средств (капитала) не менее 50 млн рублей, организации деятельности и информационной прозрачности КРА. Установлены требования к учредителям, органам управления и внутренне­го контроля, рейтинговым аналитикам (квалифицированному кадровому составу, компетент­ному в том числе в вопросах кредитного, эконометрического анализа, методов, процедур, си­стем контроля, сбора данных), рейтинговым и методологическим комитетам.

В 2021 г. Международным валютным фондом и Всемирным банком была проведена Про­грамма оценки финансового сектора (Financial Sector Assessment Program, FSAP) Российской Федерации по ряду сегментов, в том числе по соблюдению целей и принципов по регулирова­нию ценных бумаг IOSCO. По итогам этого обследования в рамках Принципа 22 в отношении регулирования и надзора за КРА миссией FSAP была присвоена оценка «реализовано в боль­шей степени» (Broadly Implemented). Было подтверждено, что регулирование и надзор за КРА соответствуют требованиям методологии IOSCO, а регуляторный режим является комплекс­ным и основан на данных принципах. Банк России на постоянной основе осуществляет надзор за КРА с помощью дистанционных и выездных проверок. По мнению миссии FSAP, проверки являются детальными и комплексными и сосредоточены, в частности, на внутреннем контроле и надлежащем применении рейтинговых методик.

Для дальнейшего совершенствования и обеспечения надлежавшего качества оказываемых КРА услуг в декабре 2022 г. вступили в силу поправки в Закон о КРА, повышающие требова­ния к методологиям и ответственность КРА за качество рейтингов, а также предусматриваю­щие совершенствование механизмов управления конфликтом интересов и расширение мер надзорного реагирования за нарушение законодательства о КРА. В частности, Банк России наделяется полномочиями:

- в случае неисполнения и (или) нарушения сроков исполнения предписаний регулятора об устранении недочетов, выявленных при осуществлении деятельности КРА, вводить за­прет на присвоение кредитных рейтингов до устранения нарушений;

- в случае если кредитный рейтинг присвоен (пересмотрен, подтвержден) с нарушением требований, обязать КРА отозвать или пересмотреть указанный кредитный рейтинг.

Охват отраслей рейтингами российских КРА.

Проведенная трансформация рынка рейтинговых услуг создала условия, позволяющие ин­весторам и иным институтам иметь полную оценку кредитоспособности различных эмитен­тов и заемщиков. Так, за последние два года количество действующих кредитных рейтингов возросло более чем на 19% – с 1489 до 1774. Рейтинговые портфели российских КРА состоят из рейтингов рейтингуемых лиц и эмиссий в равных долях, рост по которым составил 25 и 13% соответственно (рис. 1).

Клиентами российских КРА на конец 2022 г. являются 757 рейтингуемых лиц, что на 25% выше, чем в 2020 г., и на 5% – чем в 2021 г. (рис. 2). Основная доля рейтингуемых лиц прихо­дится на АО «Эксперт РА» и АКРА (АО) – 52 и 36% соответственно.

Возможность присвоения рейтинга определяется для КРА наличием рейтинговой методо­логии для соответствующего вида объектов рейтинга (см. таблицу). Она представляет собой документ, определяющий принципы и формы анализа количественных и качественных факто­ров, а также применение ключевых рейтинговых предположений.

При этом российскими КРА охвачена большая часть кредитных организаций и субъектов страхового дела (57% по каждой отрасли). Основной спрос на кредитные рейтинги рейтингу­емых лиц российских КРА предъявляется нефинансовыми (39%), кредитными (30%) и страхо­выми (9%) организациями (рис. 3).

Методологии разработаны как по национальной, так и по международной рейтинговой шкале. Международная шкала, учитывая не только особенности объекта рейтинга, но и стра­новую специфику, позволяет сравнивать объекты разных юрисдикций. Помимо национальной и международной шкалы, существует отдельная шкала – для инструментов структурного фи­нансирования (SF). Кредитные рейтинги, присвоенные по шкале SF, используются для регу­лирования деятельности страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бу­маг, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний (на текущий момент КРА присвоили восемь кредитных рейтингов инструментам секьюритизации). На 31 декабря 2022 г. насчитывается 63 действующие методологии.

КРА также работают над развитием дополнительных услуг. В частности, они могут оказы­вать услуги по составлению прогнозов конъюнктуры рынка, оценке деятельности организа­ций, оценке экономических тенденций, анализу ценообразования и иному анализу, а также по распространению данных и аналитической информации, если это не создает потенциаль­ного конфликта интересов в процессе рейтинговой деятельности. В перечни дополнительных услуг российских КРА включены в том числе некредитные рейтинги – например, надежности и качества услуг, системы риск-менеджмента различных видов организаций, качества ипотеч­ного сертификата участия.

Новым направлением деятельности КРА с конца 2019 г. стали услуги в области устойчивого развития (рис. 4). На текущий момент российские КРА состоят в перечнях верификаторов финансовых инструментов устойчивого развития ВЭБ.РФ и Московской Биржи, что подтверждает наличие у российских КРА необходимой квалификации для независимой оценки финансо­вых инструментов на предмет соответствия «зеленому» и «социальному» статусу.

Всеми четырьмя российскими КРА разработаны методологии ESG-оценки, которые фокуси­руют внимание на процессах и стремлении компаний и (или) регионов к устойчивому разви­тию. На 31 декабря 2022 г. действовало 68 оценок в области устойчивого развития (30 из ко­торых составляют ESG-рейтинги, остальные – оценки соответствия облигаций различным принципам, рейтинги качества управления), из них 25 оценок присвоено в 2022 г. (включая 17 ESG-рейтингов).

Тенденции рынка рейтинговых услуг в 2022 году.

В связи с закрытием информации на финансовом рынке, а также отзывом агентствами «большой тройки» (S&P Global Ratings, Fitch Ratings, Moody’s Investors Service) рейтингов всем российским компаниям кредитные рейтинги российских КРА стали основным общедоступ­ным индикатором кредитного риска. Банк России информировал всех участников финансово­го рынка о необходимости предоставления рейтингуемыми лицами российским КРА всей не­обходимой информации для осуществления ими рейтинговой деятельности.

В целях обеспечения защиты прав и законных интересов кредиторов и инвесторов россий­ские КРА осуществляли мониторинг кредитоспособности, финансовой надежности и финан­совой устойчивости рейтингуемых лиц, а также кредитных рисков их отдельных финансовых обязательств и финансовых инструментов для поддержания присвоенных кредитных рейтин­гов в актуальном состоянии. Кроме того, КРА стали расширять спектр дополнительных услуг, в том числе в области устойчивого развития.

Количество новых рейтингуемых лиц и эмиссий, которым впервые были присвоены рей­тинги КРА в 2022 г., увеличилось на 110 и 132 единиц соответственно. В 2022 г. клиенты так­же обращались за получением второго и более рейтингов. При этом количество отозван­ных кредитных рейтингов составило 255, что вызвано в основном погашением ценных бумаг, окончанием действия договоров с КРА, а также недостаточностью информации о рейтингуе­мых объектах. Менее значительный рост по эмиссиям обусловлен общим сокращением коли­чества размещаемых выпусков облигаций в 2022 г. (число размещенных облигаций в 2021 г. – 886, в 2022 г. – 538).

Спрос на кредитные рейтинги формируют рейтингуемые лица с разным уровнем креди­тоспособности. На высокие категории рейтинговой шкалы от «ААА» до «ВВВ» (от высокого до умеренного уровня кредитоспособности) приходится 75% кредитных рейтингов рейтин­гуемых лиц, присвоенных по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации, на нижние категории рейтинговой шкалы – 25% кредитных рейтингов (рис. 5).

Надзор за КРА.

Как надзорный орган Банк России наделен полномочиями проверять соответствие КРА требованиям Закона о КРА как в части капитала, корпоративного управления, внутренних по­литик и процедур (в том числе управления конфликтом интересов), так и в отношении непо­средственно их деятельности и взаимодействия с контрагентами (раскрытие информации, от­четность, процедуры рейтинговых действий и так далее).

В связи с тем что Закон о КРА в том числе направлен на защиту прав рейтингуемых лиц и инвесторов, помимо стандартных надзорных процедур, в фокусе надзора Банка России сто­ит качество кредитных рейтингов и, соответственно, методологий КРА. Так, в 2022 г. проведе­на оценка качества 29 методологий (50% всех методологий четырех КРА), проанализировано качество кредитных рейтингов компаний из различных отраслей экономики (в рамках прове­рок оценивалось соответствие кредитных рейтингов методологиям, соответствие рейтинго­вой процедуры законодательству, а также дана экспертная оценка качества рейтингов).

В Банке России создана Рабочая группа по валидации и квалификационной оценке каче­ства методологий и присвоенных кредитных рейтингов КРА и сформирована уникальная си­стема контроля качества методологий КРА, их соответствия заложенным в законе принци­пам. С использованием статистических метрик оценивается наличие в методологии ключевых количественных и качественных факторов, возможность проверить достоверность кредит­ных рейтингов на исторических данных (за счет выявления отклонений между предпосылка­ми и допущениями, используемыми в методологии, и фактической информацией о неплатежах рейтингуемых лиц либо фактическими показателями возвратности средств рейтингуемыми лицами).

Одним из важнейших направлений такой оценки является валидация методологий КРА, присвоенные по которым кредитные рейтинги применяются в регулировании. Исторически первыми для регуляторных целей стали допускаться кредитные рейтинги АКРА (АО), АО «Экс­перт РА», присвоенные компаниям практически всех секторов экономики. В 2022 г. кредит­ные рейтинги ООО «НКР», присвоенные банкам и нефинансовым компаниям, и кредитные рей­тинги ООО «НРА», присвоенные банкам, также стали использоваться для регулирования. Для возможности сопоставления и сравнения полученных оценок от различных КРА Банк России в конце 2021 г. опубликовал таблицу сопоставления рейтинговых шкал российских КРА и пла­нирует обновлять ее на периодической основе.

Дополнительно Банк России с учетом лучшей международной практики для повышения ин­формированности участников рынка о кредитных рейтингах, присвоенных разными КРА, пла­нирует в 2024 г. запустить публичный рейтинговый репозитарий, который будет размещаться на сайте Банка России и содержать информацию обо всех рейтинговых действиях российских КРА.

Преимуществом такой публичной платформы для пользователей станет прежде всего удоб­ство – принцип одного окна: в одном месте будет размещаться информация о кредитных рей­тингах разных КРА, при этом пользователь может установить фильтры выбора данных в соот­ветствии со своими предпочтениями.

Заключение.

Востребованность кредитных рейтингов российских КРА как общедоступного индикатора кредитного риска на российском финансовом рынке постоянно возрастает.

Основными задачами Банка России являются создание условий для обеспечения надлежащего качества оказываемых КРА услуг и присваиваемых ими рейтингов, совершенствова­ние регулирования и надзора за деятельностью КРА. Развитие указанных направлений необ­ходимо для формирования на рынке рейтинговых услуг благоприятной конкурентной среды и обеспечения доверия пользователей рынка к надежности и качеству присваиваемых рей­тингов.

Материал подготовлен Департаментом инфраструктуры финансового рынка.

При использовании материалов выпуска ссылка на Банк России обязательна.

Фото на обложке: Shutterstock / Fotodom.

© Центральный банк Российской Федерации, 2023.


Рынок рейтинговых услуг: обзор Банка России

Рынок рейтинговых услуг: обзор Банка России

Рынок рейтинговых услуг: обзор Банка России

Рынок рейтинговых услуг: обзор Банка России

Рынок рейтинговых услуг: обзор Банка России

Рынок рейтинговых услуг: обзор Банка России

Рынок рейтинговых услуг: обзор Банка России

Рынок рейтинговых услуг: обзор Банка России

Рынок рейтинговых услуг: обзор Банка России

Рынок рейтинговых услуг: обзор Банка России

Рынок рейтинговых услуг: обзор Банка России


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: cbr.ru/press/event/?id=14653
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...