23.04.2024 17:24
Аналитика.
Просмотров всего: 6212; сегодня: 6.

Полисы ОСАГО для легковых такси стали оформлять чаще

Полисы ОСАГО для легковых такси стали оформлять чаще

В 2023 году было оформлено 248 тыс. таких страховок — на 39% больше, чем годом ранее, отмечается в обзоре Банка России. Позитивной динамике способствовало прежде всего вступление в силу закона о такси — теперь у водителя без специального полиса может быть приостановлено действие разрешения на перевозку пассажиров и багажа. Тем не менее почти 113 тыс. водителей такси, данные о которых внесены в региональные реестры, не имели полиса ОСАГО с отметкой для такси.

Средняя стоимость полиса ОСАГО для такси составила 27,8 тыс. рублей, за год он подорожал всего на 5%. Водители такси, работающие на личном или арендованном авто, управляют им намного аккуратнее и становятся виновниками аварий реже, чем водители таксопарков. Поэтому для страхователей — физических лиц полис обходится в среднем в 2 раза дешевле, чем для владельцев такси — юридических лиц.

Количество страховых случаев в 2023 году по договорам ОСАГО для такси, заключенным годом ранее, уменьшилось на 10%. При этом частота страховых случаев по таким полисам в 6,6 раза выше, чем по полисам на другие легковые машины.

Обзор показателей страхования ОСАГО легковых транспортных средств, используемых в качестве такси 

Информация представлена по данным автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков по состоянию на 29.02.2024, если не указано иное.

Основные факты: 

1.В 2023 году было оформлено 248 тыс. полисов ОСАГО Такси (рост на 39% по сравнению с данными за 2022 год), из которых 169 тыс. — с физическими лицами и 79 тыс. — с юридическими лицами. Средняя стоимость полиса ОСАГО Такси в 2023 году составила 27 799 рублей, рост по сравнению с 2022 годом — 5%. Полис ОСАГО Такси для физических лиц обходится в среднем в 2 раза дешевле, чем для юридических.

2. По договорам ОСАГО Такси, заключенным в 2018–2022 годах, сумма страховых выплат превысила сумму страховых премий на 1 млрд рублей. Это на 6,5% превышает полученные по ним страховые премии. По полисам, оформленным в 2022 году, уже выплачено компенсаций в размере 83% от собранных премий (около 4 млрд рублей по 49 тыс. убытков), при этом еще не все убытки урегулированы. Большинство полисов, оформленных в 2023 году, продолжает действовать, по ним уже оплачено 25 тыс. убытков на сумму более 2 млрд рублей.

3. Размер среднего возмещения по страховому случаю, произведенному в 2023 году, составил 83 707 рублей. При этом средняя выплата за вред, причиненный имуществу, составила 82 711 рублей, за вред, причиненный жизни и здоровью, — 156 056 рублей.

4. Частота страховых случаев по полисам ОСАГО Такси, заключенным в 2022 году (по ним закончился срок страхования и новые страховые случаи в 2024 году уже произойти не могут), снизилась примерно на 10% по сравнению с частотой страховых случаев по полисам, заключенным в 2021 году. При этом частота страховых случаев по договорам ОСАГО Такси, заключенным в 2022 году, в 6,6 раза выше, чем по полисам на остальные легковые транспортные средства (в целом за период 2018–2022 годов — в 7 раз выше). Из-за этого полис ОСАГО Такси существенно дороже.

5. С 2022 года действует перестраховочный пул, в котором каждый страховщик ОСАГО может перестраховать свои риски по потенциально убыточным договорам (заключены с применением максимально возможной базовой ставки как показателя уровня риска). Возникающие по переданным в пул договорам убытки покрываются за счет всех его участников. Ими должны являться все компании, работающие в сегменте ОСАГО. В перестраховочный пул передается 71% договоров ОСАГО Такси, что практически в 8,6 раза больше, чем для договоров ОСАГО легковых транспортных средств.

6. Сопоставление сведений из региональных реестров такси с данными о полисах ОСАГО Такси, заключенных в 2023 году, показывает, что примерно 113 тыс. водителей такси, внесенных в региональные реестры, управляют автомобилем без специального полиса ОСАГО Такси.

Количество полисов и средняя премия

В настоящее время в течение года оформляется в 2,6 раза больше полисов ОСАГО Такси, чем 5 лет назад (за 2018 год). С 2018 года самый существенный прирост количества полисов произошел по итогам 2023 года, когда была введена норма о приостановлении действия разрешения на работу в качестве такси при отсутствии специального полиса ОСАГО Такси (по полисам юридических лиц — рост на 46,5%, физических лиц — на 36,0%). При этом данный сегмент рынка по-прежнему составляет незначительную долю (0,66%) от общего количества полисов ОСАГО легковых транспортных средств.

Количество договоров ОСАГО Такси, заключаемых с физическими лицами, в 2 с лишним раза превышает количество полисов, оформляемых для юридических лиц. Средняя премия по договорам ОСАГО Такси, заключаемым с юридическими лицами, примерно в 2 раза больше, чем по полисам ОСАГО Такси для физических лиц. Прежде всего это обусловлено тем, что владельцы — юридические лица страхуют свою ответственность с условием допуска к управлению транспортным средством неограниченного круга лиц — мультидрайв, что существенно увеличивает частоту наступления страхового случая и повышает стоимость полиса. У физических лиц, как правило, такой необходимости нет, и они управляют автомобилем намного аккуратнее, реже становясь виновниками аварий.

Средняя премия по полису ОСАГО Такси в 2023 году составила 27 799 рублей (+ 1316 рублей (+5%) к 2022 году), по полисам с физическими лицами — 21 220 рублей (+ 933 рубля (+4,6%) к 2022 году), с юридическими лицами — 41 787 рублей (+ 1114 рублей (+2,7%) к 2022 году).

Региональная структура

Наибольшее количество договоров ОСАГО Такси заключается в Москве (23%), Московской области (14%), далее идет Краснодарский край (5%). Доля каждого из остальных регионов меньше 5%.

Договоры страхования заключаются по месту (региону) регистрации собственника такси (таксопарка или гражданина), при этом автомобиль может эксплуатироваться в другом регионе (при условии получения разрешения на осуществление перевозок такси от местного органа власти).

Частота аварий, происходящих по вине водителей такси

Полисы, оформленные в 2022 году, закончили свое действие, значительная часть убытков по ним уже урегулирована. По таким полисам возможно рассмотреть статистику страховых случаев. Частота страховых случаев (отношение количества страховых случаев к количеству договоров) по договорам ОСАГО Такси, заключенным в 2022 году, 6,6 раз выше, чем для всех остальных легковых транспортных средств. При этом для ОСАГО Такси физических лиц частота выше в 5 раз, юридических лиц — в 9 раз. К управлению автомобилем такси физического лица чаще всего (71% полисов, оформленных в 2022 году) допущено не более 2 водителей. Юридические лица в 2022 году в 99% случаев оформляли полисы мультидрайв. Как правило, чем больше количество лиц, допущенных к управлению автомобилем, тем выше интенсивность эксплуатации такого автомобиля и, как следствие, больше частота страховых случаев.

Таблица 1. Частота страховых случаев ОСАГО Такси по договорам, заключенным в 2021 и 2022 годах

Количество лиц, допущенных к управлению

Доля по количеству заключенных договоров, %

 

Частота страховых случаев по году заключения, %

 

 

2022

2021

2022

2021

Физические лица

69,6

65,7

22,4

25,9

мультидрайв

11,9

30,9

43,2

41,6

1

47,8

39,2

16,0

16,4

2

23,3

18,3

21,3

19,7

3+

17,1

11,7

27,4

26,6

Юридические лица

30,4

34,3

38,5

39,3

мультидрайв

99,3

99,7

38,6

39,3

1

0,4

0,2

14,0

24,8

2

0,2

0,1

20,8

36,1

3+

0,1

0,1

23,3

32,7

Всего

100

100

27,3

30,5

Частота страховых случаев по полисам, заключенным в 2022 году, снизилась по сравнению с частотой страховых случаев по полисам, заключенным в 2021 году. Основной причиной стал рост в 2022 году доли опытных водителей в сегменте ОСАГО Такси физических лиц по сравнению с 2021 годом. При этом доля договоров ОСАГО Такси физических лиц без ограничения количества лиц, допущенных к управлению (полисы мультидрайв), в 2022 году сократилась в 2,5 раза (с 30,9 до 11,9%).

Более половины договоров ОСАГО Такси физических лиц (59,4% полисов, оформленных в 2022 году) заключается с опытными (стаж от 10 лет) водителями в возрасте от 30 лет и старше. Эти договоры характеризуются минимальной частотой страховых случаев среди полисов ОСАГО Такси. По сравнению с полисами мультидрайв частота страховых случаев по ним ниже в 2,6 раза.

Таблица 2. Частота страховых случаев ОСАГО Такси физических лиц в разрезе возраста и стажа водителей по договорам, заключенным в 2021 и 2022 годах

Стаж

Возраст

Доля по количеству заключенных договоров, %

Частота страховых случаев по году заключения, %

2022

2021

2022

2021

Мультидрайв

11,9

30,9

43,2

41,6

до 2 лет

до 29 лет

0,4

0,5

41,3

39,1

 

от 30 до 49 лет

0,3

0,4

21,4

25,6

 

от 50 лет

0,0

0,0

34,0

14,6

от 3 до 9 лет

до 29 лет

15,6

10,3

29,5

27,2

 

от 30 до 49 лет

9,5

7,9

21,4

21,9

 

от 50 лет

0,5

0,4

20,6

26,4

от 10 лет

до 29 лет

2,4

1,7

25,1

24,1

 

от 30 до 49 лет

45,0

36,6

16,5

16,3

 

от 50 лет

14,4

11,3

15,8

16,0

Всего ФЛ

 

100

100

22,4

25,9

Тяжесть аварий (величина среднего убытка) по вине легковых такси значительно не отличается от размеров ущерба, который причиняют легковые автомобили в целом.

Величина страховой премии по ОСАГО для автомобилей такси

Страховая премия по ОСАГО Такси сильно зависит от региона и типа страхователя. В 2023 году среди договоров ОСАГО Такси физических лиц больше половины (58%) заключено с премией до 20 тыс. рублей. При этом 78% полисов ОСАГО Такси юридических лиц оформлялось с премией в диапазоне 20–60 тыс. рублей.

Таблица 3. Распределение размера премии ОСАГО Такси, руб. по договорам, заключенным в 2023 году

Тип страхователя / федеральный округ (ФО)

Диапазон премии, тыс. руб. / доля полисов

 

(0, 20]

(20, 40]

(40, 60]

(60, 80]

(80, 100]

(100, ∞)

Страхователь — физическое лицо

58%

35%

6%

1%

0,48%

0,11%

Дальневосточный ФО

55%

31%

13%

2%

0%

0%

Приволжский ФО

64%

29%

6%

1%

0%

0%

Северо-Западный ФО

51%

40%

6%

2%

1%

0%

Северо-Кавказский ФО

74%

17%

9%

0%

0%

0%

Сибирский ФО

62%

29%

6%

1%

1%

0%

Уральский ФО

49%

38%

9%

2%

1%

0%

Центральный ФО

49%

44%

6%

1%

1%

0%

Южный ФО

78%

18%

3%

1%

0%

0%

Страхователь — юридическое лицо

5%

51%

26%

14%

2%

0,87%

Дальневосточный ФО

3%

88%

8%

0%

0%

0%

Приволжский ФО

2%

45%

43%

8%

2%

0%

Северо-Западный ФО

2%

52%

37%

7%

2%

0%

Северо-Кавказский ФО

0%

89%

10%

0%

0%

0%

Сибирский ФО

8%

75%

12%

4%

0%

0%

Уральский ФО

5%

31%

45%

14%

6%

0%

Центральный ФО

7%

39%

28%

21%

4%

1%

Южный ФО

2%

66%

28%

4%

0%

0%

Убыточность полисов

По договорам ОСАГО Такси, заключенным в 2018–2022 годах, сумма выплат превысила сумму полученных по ним страховых премий на 1 млрд рублей, что составляет около 6,5% собранных за указанный период премий.

По полисам, оформленным в 2022 году, основная часть убытков уже заявлена потерпевшими и оплачена страховщиками. Суммарные выплаты страхового возмещения по ним составляют 83% собранных премий, при этом еще не все убытки урегулированы.

Большинство договоров, заключенных в 2023 году, еще действует, по ним еще будут происходить страховые случаи и производиться выплаты. По таким полисам на 29.02.2024 уже произведено страховых выплат на сумму более 30% страховых премий.

Таблица 4. Премии и выплаты по полисам ОСАГО Такси

Год заключения договора

Количество оплаченных убытков, ед.

Страховая премия, млрд руб.

Сумма выплат, млрд руб.

Соотношение выплат к премиям, %

2018

28 137

1,5

1,9

127

2019

39 927

2,2

2,8

123

2020

50 310

2,8

3,5

125

2021

57 644

4,1

4,2

104

2022

48 595

4,7

3,9

83

2023

25 367

6,9

2,1

31

Соотношение выплат к премиям (коэффициент выплат) значительно варьируется по федеральным округам Российской Федерации. В таблице ниже приведены данные по полисам ОСАГО Такси, оформленным в 2022 году. Договоры этого периода уже закончили свое действие, и основная часть убытков по ним уже заявлена потерпевшими и оплачена страховщиками. По мере завершения процессов выплат по данным договорам коэффициент выплат будет увеличиваться.

Наибольший коэффициент выплат наблюдается в Дальневосточном (159%) и Сибирском (134%) федеральных округах. Наименьший коэффициент выплат — в Центральном (68%) и Северо-Западном (80%) федеральных округах.

Различие в структуре застрахованных по возрасту и стажу в Дальневосточном, Северо-Кавказском, Сибирском федеральных округах от остальных ФО не оказывает значительного влияния на соотношение выплат к премиям. Высокие коэффициенты выплат в этих регионах в основном  связаны с низкой величиной регионального коэффициента, учитываемого при расчете стоимости полиса, из-за чего собираемых премий недостаточно для покрытия выплачиваемых убытков. 

Таблица 5. Показатели ОСАГО Такси в разрезе федеральных округов по договорам, заключенным в 2022 году

Федеральный округ (ФО)

Средняя премия, руб.

Соотношение выплат

к премиям, %

Частота страховых

случаев, %

Дальневосточный

23 901

159

45,6

Приволжский

20 013

102

26,0

Северо-Западный

31 365

80

31,1

Северо-Кавказский

18 298

127

26,6

Сибирский

24 568

134

42,2

Уральский

25 810

98

31,0

Центральный

29 829

68

25,7

Южный

16 826

94

18,1

Общий итог

26 483

83

27,3

Перестраховочный пул в ОСАГО

С апреля 2022 года обеспечить доступность полисов ОСАГО помогает перестраховочный пул. В 2023 году в него передано 71% договоров ОСАГО Такси (в 2022 году — 76%). Это практически в 8,6 раза больше, чем для договоров ОСАГО легковых транспортных средств в целом. В пул обычно передаются потенциально убыточные договоры (заключены с применением максимально возможной базовой ставки как показателя уровня риска, то есть по верхней границе коридора), чтобы возникающие по ним убытки возмещались за счет всех компаний, работающих в сегменте ОСАГО. Высокая доля передаваемых в пул полисов ОСАГО Такси является следствием их высокой убыточности.

Передача в пул существенной доли договоров ОСАГО Такси характерна для федеральных округов с высокими значениями коэффициента выплат (для многих населенных пунктов и территорий в таких округах действует значение территориального коэффициента, которого недостаточно для покрытия выплат), в том числе для Дальневосточного и Северо-Кавказского.

Таблица 6. Перестраховочный пул ОСАГО Такси по федеральным округам по договорам, заключенным в 2023 году

Федеральный округ (ФО)

Количество полисов

Доля полисов, переданных в пул, %

 
 

Дальневосточный ФО

15 767

94

Северо-Кавказский ФО

9 125

91

Южный ФО

29 793

83

Сибирский ФО

16 314

80

Приволжский ФО

21 659

77

Уральский ФО

6 148

71

Центральный ФО

122 264

63

Северо-Западный ФО

26 002

58

Общий итог

247 827

71

Ответственное структурное подразделение: Департамент страхового рынка.


Полисы ОСАГО для легковых такси стали оформлять чаще

Полисы ОСАГО для легковых такси стали оформлять чаще

Полисы ОСАГО для легковых такси стали оформлять чаще


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9457 публикаций
Сайт: cbr.ru/press/event/?id=18633
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...